ЧЕТЫРЕ ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ

ПРОПАВШИЙ ДЕНЬ

флотилия Магеллана

10 августа 1519 года из Севильи отправилась в первое кругосветное путешествие экспедиция под командованием португальского мореплавателя Фернандо Магеллана. Флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки и, двигаясь к югу, отыскала пролив, получивший впоследствии название Магелланова.

Корабли Магеллана посетили много островов, в том числе и Молуккские острова. На одном из этих островов 27 апреля 1521 года Магеллан был убит в стычке с туземцами, и его спутникам, понёсшим большие потери, пришлось заканчивать путешествие без него. Только 6 сентября 1522 года, пробыв в путешествии более трёх лет, мореплаватели вернулись домой.

Участник и историк экспедиции Магеллана итальянец Антонио Пигафетта записал в своем дневнике в конце путешествия, когда корабли зашли в один из португальских портов:«Желая знать, исправно ли велся наш дневник, я спросил бывших на борту португальцев, какой день недели был у них. Мне ответили, что четверг, что меня очень удивило, так как по моим дневникам у нас была среда. Мы не могли думать, что ошиблись одним днём: я был удивлён этим больше других, так как всегда очень исправно вел свой журнал и отмечал, не пропуская, все дни недели и числа месяца. Мы узнали потом, что в нашем счёте не было ошибки».

Так как же путешественники потеряли целый день, если они прибыли домой на сутки позже, чем это выходило по их счёту, и в каком направлении шли корабли их – с запада на восток или с востока на запад?
Спутники Магеллана совершили кругосветное путешествие. Если бы они плыли на восток, то каждый день видели бы утро на 24 часа раньше чем «нужно», то есть забежали бы вперёд на целый день. Для них в среду был бы четверг. Наоборот, при движении на запад они видели бы солнце всё позже и позже и в конце пути « потеряли бы сутки ». Путешественники потеряли один день, значит, они плыли на запад.

УПРЯМЫЙ КОТЕЛ

В середине XIX столетия английский учёный Чарльз Дарвин совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль» . За время путешествия Дарвин собрал великое множество наблюдений о жизни животных и растений в разных уголках земного шара: эти наблюдения помогли ему открыть закон развития всех живых существ.
упрямый котелОднажды, высадившись в чилийской гавани Вальпараисо, Дарвин решил подняться на Кордильеры. Учёный отправился в горы в сопровождении нескольких чилийцев. «Наш способ путешествия, – писал он, – был восхитителен. Мы везли с собой на мулах немного дров, чугунный котелок, запас картофеля и ячменя. На ночь мы останавливались где-нибудь в поле и варили свой незатейливый ужин». Во время одного из привалов произошел забавный случай.
Сопровождавшие Дарвина чилийцы развели костёр и подвесили над ним котелок с картофелем. Вода вскоре закипела. Но когда попробовал картофель «повар», то оказалось; что он совершенно сырой. Прошел час, другой, третий, вода в котле несколько раз выкипала, и её приходилось добавлять, но картофель, пробыв несколько часов в кипящей воде, оставался таким же твёрдым, как и раньше. Чилийцы были поражены и говорили Дарвину, что « проклятый котёл не хочет варить картофель».
Чем же объясняется странное «упорство» котла?
Как известно, на большой высоте воздух сильно разрежен, поэтому вода в горах закипает не при ста градусах по Цельсию, а при более низкой температуре. Например, на высоте 4800 метров над уровнем моря давление падает до 425 мм ртутного столба, а температура кипения воды понижается до 84,5 градусов. Такая температура оказывается слишком низкой для того, чтобы в кипящей воде сварился картофель.

СУДОСТРОИТЕЛЬ ДИН

В 1666 году в одном из английских прибрежных городов произошло необыкновенное событие. Когда о нём стало известно королю, он поспешил со своей свитой в этот город, на верфь, где строились боевые корабли. И вот что он увидел. На берегу стоял готовый к спуску на воду 100-пушечный фрегат. В его бортах зияли отверстия для орудийных стволов. С минуты на минуту ожидалась команда начать спуск судна.фрегат

« Что это за дикое новшество? – произнес кто-то из зрителей. – Сейчас произойдет катастрофа. Кто знает, насколько судно погрузится в воду? А вдруг отверстия в бортах судна после его спуска на воду окажутся ниже уровня воды, и его затопит?»
В самом деле, с незапамятных времён корабельщики делали отверстия в бортах уже после того, как готовое судно оказывалось на воде. Но судостроитель Дин заявил, что он и на берегу может узнать, насколько судно погрузится вводу.
Вскоре судно, построенное Дином, уже спокойно покачивалось на воде, а восхищённые зрители громкими криками приветствовали смелого новатора, сумевшего на берегу узнать, как поведёт себя судно в гавани.
Каким же законом руководствовался Дин при спуске на воду корабля?
Судостроитель Дин первым применил на практике закон Архимеда, открытый за 1900 лет до этого; о, том, что тело, погружённое в воду, теряет в весе столько, сколько весит вытесняемая им вода. Вычислив объём и вес корабля, Дин заранее установил, до какого уровня погрузится корабль в воду.

ЗАГАДКА ЕГИПЕТСКИХ ПЕЧЕЙ

Триста с лишним лет назад вверх по течению Нила поднимался английский корабль. Пристав к берегу у одной египетской деревушки, капитан корабля послал матроса купить яиц на четверть пиастра. Когда матрос вернулся на корабль, капитан и вся команда сильно удивились тому, что вместо 2-3 дюжин яиц, которые можно было получить за эти деньги в Европе, матросу дали 300 штук. Он принёс из деревни целую корзину яиц. Так капитан узнал, что яйца в Египте очень дёшевы. Но ещё больше он изумился, узнав, что яйца дёшевы потому, что цыплят в Египте выводят в печах.

птенчикС тех пор многие путешественники по Египту описывали удивительные печи, в которые закладывают до 5 тысяч, а то и больше, яиц и через три недели выпускают из них огромные стаи пищащих цыплят.
На вид эти печи очень просты. Каждая из них имеет два яруса. Внизу закладываются яйца, а сверху разводится огонь. За печами присматривают опытные рабочие. Всё казалось европейцам понятным и ясным. Но сколько ни делали они попыток построить такие же печи в Европе, ничего не получалось. Цыплята в Англии и в Германии, в Италии и в Испании по непонятной причине соглашались вылупливаться только под наседками, хотя европейцы в точности копировали устройство и размеры египетских печей.
Продолжалось это до тех пор, пока французский физик Р. Реомюр не открыл с помощью изобретённого им простого прибора главный секрет египетских печей, вернее сказать, секрет рабочих при этих печах. Египтяне путём долгого опыта научились соблюдать необходимое условие для вывода цыплят и без всякой помощи приборов выводить их каждый год до 30 млн. штук.
Что же узнал Реомюр?
Реомюр был одним из изобретателей термометра. С помощью этого прибора он впервые установил, что египтяне поддерживают в печах для вывода цыплят (такие печи теперь называют «инкубаторами») постоянную температуру и измерил ее. Так был открыт главный «секрет» египетских печей.

Комментариев: 4 на “ЧЕТЫРЕ ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОРИИ

  1. С большим интересом прочитала ваши истории. Особенно мне понравилась статья про картофель, который никак не хотел вариться в горах и статья про египетские печи. Спасибо большое, пополнила свои знания.

  2. Интересные истории, а мы уже как-то привыкли — если вылетаешь из Владивостока в 10 утра по местному времени, то в Москве будешь в 10 утра по московскому времени, а если вылетаешь из Москвы в 10 утра по московскому времени, то во Владивосток прилетаешь в 12 ночи по владивостокскому времени.

  3. Как интересно. Вот чем полезны такие истории, так это тем, что они интересны и поучительны. Просто когда с такими вещами не сталкиваешься и внимания не обращаешь.Спасибо большое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *