РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10-11 КЛАСС

Скачать полностью рабочую программу
с календарно-тематическим планированием можно: ЗДЕСЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 –Ф3;
– Законом РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01 июня 2013г. №693-з;Приказом Министерства Образования Республики Башкортостан «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»  от 29.04.2015 № 905;
– Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) с изменениями и дополнениями 2015г.;
– Годовым календарным учебным графиком МОАУ СОШ№15 на 2019-2020 учебный год;
– Учебным планом МОАУ СОШ № 15;
-Уставом Муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №15 городского округа город Нефтекамск РБ;
– С программой Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 – 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006);
– С возможностями линии УМК по физике для 10-11 классов   Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского. Физика. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2019; Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина. Физика. 11 класс. Москва, «Просвещение», 2019.

Цели:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека;
  • умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира;
  • умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

 Задачи:

  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • организовать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
  • сохранить и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечить их безопасность;
  • формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельно­сти;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенно­сти обучающихся;
  • совершенствовать взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
  • внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологий, формирующих ключевые компетенции;
  • развивать дифференциацию обучения;
  • знакомить обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • формировать у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • учить учащихся овладевать общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • воспитывать понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 Общая характеристика учебного курса

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика –  наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Программа реализует:
– формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
– овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному  решению различного рода жизненных задач;
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
– овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
– воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса физики в старшей школе на базовом уровне.  Учебный план составляет 138 учебных часов. В том числе в 10  классе  70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 11 классе  по 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Формы работы с учащимися: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы работы с учащимися:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • объяснение, рассказ, лекция;
  • демонстрация опытов;
  • иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы;
  • работа учащихся с литературой: учебник, справочник, пособие;
  • лабораторные опыты, наблюдение жизни;
  • решение задач, работа с раздаточным материалом;
  • фронтальный и индивидуальный опрос;
  • письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.

 Формы контроля:
– устный опрос;
-письменный опрос — заключается в проведении различных самостоятельных, проверочных и контрольных работ:
а) физический диктант;
б) контрольная работа;
в) тест;
г) лабораторная работа;
д) самостоятельная работа.
 

Виды контроля:
– самоконтроль;
– взаимоконтроль учащихся класса;
– контроль учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

                                                                          10 КЛАСС

(70 ЧАСОВ) 

Механика (20ч +1Лр+3Кр)

Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния. Система отсчета. Координаты. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянным ускорением. Сво­бодное падение тел.

Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Ру­ка. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы и опыты.

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (18ч+1Кр)

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера сред­ней кинетической энергии молекул. Измерение ско­ростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двига­телей.

Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Электродинамика (23 ч+2Лр+1Кр)

Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроем­кость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Лабораторные работы и опыты

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Итоговые занятия (1 час)

    11 КЛАСС

  (68 ЧАСОВ) 

Электродинамика (23ч+1Лр+1Кр)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.

Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Оптика. Световые волны (11ч+3Лр+1Кр)

Скорость света и методы ее измерения. Световые лучи. Закон отражения света. Закон преломления света. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторные работы и опыты

Измерение показателя преломления стекла.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Измерение световой волны при помощи дифракционной решетки.

Основы специальной теории относительности (3 часа)

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы и  энергии.

Квантовая физика (21ч+1Кр)

Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм. Лазеры.

Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо­дель строения атомного ядра. Энергия связи ну­клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика.

Элементарные частицы (2 час)

Физика элементарных частиц.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1час)

Единая физическая картина мира.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

В результате изучения курса физики ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная и дополнительная литература:

  1. Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И.Нурминский, Н.В. Нурминская. Физика. Тесты. 10-11 кл, Учебно-методическое пособие. М, «Дрофа», 2002г.
  2. В. А. Коровин, В. А. Орлов. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. /– 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с
  3. Т. В. Маркина. 11 класс. Физика. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель», 2004 г.
  4. И. И. Мокрова. 10 класс. Физика. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2004 г.
  5. Г. Я. Мякишев , Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика, 10 кл. М, «Просвещение», 2009г.
  6. Г. Я. Мякишев и др., Физика, 11 кл. М, «Просвещение», 2009 г.
  7. А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике. М, «Дрофа», 2001 г

 

 

Образовательные электронные ресурсы

http://www.fipi.ru/– Открытый банк заданийОГЭ, ЕГЭ.

http://reshuege.ru/Образовательный портал для подготовки к экзаменам.

http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный портал

http://www.1September.ru/- газета «Первое сентября»

http://infourok.ru/ – Методические материалы.

http://videouroki.net/ – сайт для учителей и школьников.

 

 

 

Оборудование и приборы:

– ноутбук;

– проектор;

-экран.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Электронные учебные издания:

1.Лабораторные работы по физике. 10 класс (виртуальная физическая лаборатория).

2.Лабораторные работы по физике. 11 класс (виртуальная физическая лаборатория).

 

Список наглядных пособий:

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).
  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  3. Физические постоянные.
  4. Шкала электромагнитных волн.

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *