ПАРУСА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ?

воздушные шары

 

Тысячи лет человек мечтал о полете над облаками. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые оторваться о нее удалось при помощи замечательного открытия Архимеда – на все тела, находящиеся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила.

Если эта сила в воздухе окажется больше силы тяжести, действующей на тело, то тело взлетит. На этом основано воздухоплавание.
Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании – аэростаты, бывают управляемые, неуправляемые и привязные. Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, имеющей форму шара, называют воздушными шарами. Управляемые аэростаты имеют двигатель и воздушные винты. Их называют дирижаблями. Привязные аэростаты соединяют с землей тросом, не позволяющим аппарату совершать горизонтальные перелеты.

Чтобы аэростат поднимался вверх, его нужно наполнить газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Это может быть, например, гелий, водород или нагретый воздух.
Первая попытка подъема в воздух на шаре, наполненном дымом, была предпринята в 1731 г. русским подьячим Крякутным в Казани. За этот полет церковники изгнали Крякутного из родного города, и о его шаре вскоре забыли.

Во Франции первый воздушный шар (монгольфьер), был построен лишь 52 года спустя братьями Ж. и Э. Монгольфье. Для наполнения шара они использовали горячий воздух. Убедившись, что шар может летать, братья Монгольфье посадили в корзину воздушного шара овцу, петуха и утку. Эти животные и стали первыми воздухоплавателями. Осенью 1783 г. на этом же шаре отправились в свой первый полет люди – Пилат де Розье и д’Арланд.
В XVIII веке многие изобретатели работали над тем, чтобы построить воздушный шар с парусами. Они надеялись, что с помощью парусов можно будет управлять полётом воздушного корабля так же, как управляют с их помощью движением парусных судов.
Такие проекты разрабатывались вплоть до 1870 года, хотя механик Франсуа Бланшар ещё в конце XVIII века доказал, что паруса ничем не могут помочь капитану воздушного корабля.

Во время одного из полётов Бланшар был унесён сильным ветром. Воздушный шар мчался с огромной скоростью. На земле буря ломала деревья, тучи пыли заволакивали всё кругом. Но странным образом Бланшар, уносимый на своём воздушном корабле сильной бурей, не слышал завываний ветра в канатах, опутывавших шар и поддерживающих гондолу, не ощущал он и порывов ветра. А когда наступила ночь, Бланшар спокойно зажёг свечу, пламя которой ровно поднималось вверх, как будто шар стоял на месте, а не увлекался ураганным ветром.
Когда ураган стих, Бланшар благополучно приземлился и, вдумавшись в то, как горела свеча в полёте, навсегда отказался от попыток укрепить на воздушном шаре паруса.
Почему же при сильном урагане свеча спокойно горела в открытой гондоле аэростата? И какая связь существует между этим наблюдением Бланшара и проектами установок парусов на воздушных шарах?
Бланшар обратил внимание на то, что воздушный шар, движущийся в потоке воздуха, «не замечает» ветра, подобно тому, как пассажиры поезда не замечают его равномерного движения. Поэтому ветер и не задувает свечу на воздушном шаре. По той же причине ветер не сможет надуть и парусов, укрепленных на воздушном шаре.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *