ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

компьютерный измерительный блок

 

Мы живем в век информации: огромное количество информации получаем из радио, телевидения, газет и сети Интернет. С каждым днем появляются новые технологии. И учитель должен втиснуть эту лавину информации в традиционные 45 минут. К счастью на помощь учителю приходят информационные технологии.


Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. (multimedia – многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы.) Однако существует ряд актуальных проблем, связанных с использованием средств информационных технологий в современном общем образовании. В педагогической науке, и особенно в практике отечественного преподавания, наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа. Связано это, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия мультимедиа как дидактического средства. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией : это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества» В зарубежной практике принята следующая классификация информационных технологий обучения:

· компьютерное программированное обучение;
· изучение с помощью компьютера;
· изучение на базе компьютера;
· обучение на базе компьютера;
· оценивание с помощью компьютера;
· компьютерные коммуникации .
В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий. Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

· обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
· системы для поиска информации,
· моделирующие программы,
· микромиры,
· инструментальные средства познавательного характера,
· инструментальные средства универсального характера,
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главными из них стали доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Использование ИТО способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;
мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,
предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;
выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;
создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;
создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;
ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;
предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей .
P.S. Важнейшей задачей школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое выражение в том, что, наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности в формировании информационной культуры учащихся. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от педагога знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *