ЭССЕ “Я – ПЕДАГОГ”

Эссе
«Я –  педагог»

Учитель физики и технологии
Садыкова Айгуль Адгамовна


НАЧАЛО…

В жизни каждого человека наступает такое  время, когда он начинает задумываться о своем жизненном пути, о выборе профессии, которая подошла бы ему. И каждый из нас задается  вопросом: «Кем я хочу стать?» Этот вопрос является одним из самых сложных, так как решается наша судьба в будущем. Действительно, профессий так много, а выбрать надо одну! И  сделать нужно правильный выбор, чтобы потом получать удовольствие от того, что ты делаешь.
Да, все профессии нужны, все профессии важны, но для меня самая интересная из них – профессия учителя!

Почему я стала учителем? Отвечая на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы.Именно в это золотое время детства появился интерес к этой профессии.Мне очень нравилось играть с подругами в школу, где они были – ученицами, ну, а я, конечно же, учителем. Мне хотелось рассказать им, что нового я узнала на уроках, чему научилась благодаря своим умным и заботливым педагогам. Я копировала их жесты, интонацию и действия, и в своих мечтах переносилась в будущее, обучая своих сверстниц.У нас  были свои тетрадки, дневники, шкаф вместо доски. Единственное, в чем я колебалась, учителем какой дисциплины стать. То мне хотелось быть учителем начальных классов, то – русского языка.
Практически каждый школьник  в детстве писал сочинение или рисовал картинки на тему «Кем я хочу стать». Мне тоже приходилось это делать и не однажды. В своих детских работах я не изменяла своей мечте и всегда выражала желание быть учителем. «Учитель помогает людям, – писала я – это нужная и благородная профессия». Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Многие были влюблены в учителей  и с большим уважением относились к ним. Удивительная, на мой взгляд,  эта профессия – учитель!
В подростковом возрасте поиски своей индивидуальности перечеркнули мои детские мечты, как мне тогда казалось, раз и навсегда.  Самоутверждаясь из последних сил, я в воображении перепробовала  много профессий, но выбор ни одной из них, увы, не был продиктован стремлением помочь человечеству.

Итог: я выпускница, мне осталось сдать последний экзамен – математику. Дальше меня ждал Уфимский финансовый техникум.
«В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте…». Не знаю, кто является автором этих строк, но события моей жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности. Так и случилось. Его «величество» СЛУЧАЙ все перевернул с ног на голову (или наоборот?)
Вспоминается тот судьбоносный  последний экзамен, на котором присутствовал мой учитель физики и классный руководитель Гибадуллин Сергей Гибадуллович, он-то и повлиял на мой выбор в будущем.
Взяла билет, ответила на вопросы. Выходя из кабинета, услышала слова учителя: «Тебе нужно на физмат. Из тебя выйдет хороший учитель». Дома рассказала об этом родителям, и все… Уехала  в Бирский государственный пединститут на долгие пять лет.
Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые изо дня в день влияли на наше восприятие жизни и благодаря которым мы шли к своей мечте. Именно такие люди помогли мне стать самостоятельной, уверенной в себе, в своих возможностях.
Так что ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?» прост – меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.


ЗАЧЕМ?

Очень часто в разговоре с друзьями или просто знакомыми, чувствую  их отношение к профессии педагога. Они считают, что это неудачный выбор и низкооплачиваемый труд, и порой с сожалением смотрят на меня. Тогда я вспоминаю притчу о том, как путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки. И на вопрос, что они делают, первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Для него  работа была каторгой. Второй рабочий сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. Второй чувствовал себя кормильцем семьи. А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Таким образом, счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
Также частенько приходится сталкиваться  с мнением в Интернете, что в педвузы идут те, кто не сумел поступить в более престижные учебные заведения. И будто учиться в педагогическом«легко». «Как бы ни так!» –  скажу я вам.
Для того чтобы стать педагогом, мало получить образование, важно всегда быть в поиске, учиться каждый день. Нельзя ожидать успеха в обучении, если учитель сам не совершенствуется.  Работа педагога – это огромный, титанический труд. Учитель находится в состоянии эксперимента практически каждую минуту. А первые годы  преподавательской деятельности вообще можно  сравнить с узкой тропинкой, по которой учитель идёт с завязанными глазами.


НОРМАЛЬНЫЕ ДЕТИ? ЗАБУДЬТЕ ОБ ЭТОМ…

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

(Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»)

Как правило, родители отправляют  детей в школу не только за знаниями, но и за воспитанием. Учитель – это тот человек, которому они доверяют самое дорогое – своих детей. Но не все дети послушны и прилежны. Есть среди них и неугомонные непоседы, есть болтуны, и даже дерзкие вожаки. «Нет учеников хороших и плохих – они разные». Именно с этой мыслью нужно подходить к своей педагогической деятельности.
Детей можно сравнить с айсбергом, у которого есть надводная и еще более крупная подводная часть.  Ребенок не знает, что он собой представляет, зачем он появился в этом мире, что собой представляет видимый мир, по каким законам он действует. Именно учителя призваны сделать из маленьких несмышленышей настоящих людей – добрых, отзывчивых и дисциплинированных.
Чтобы выполнить эту нелегкую задачу, учитель должен любить чужих детей как своих. Это звучит невероятно, не правда ли?
Кого волнуют чужие дети? Того, кто самой природой был одарен особым талантом – талантом учителя.


ПОЗНАНИЕ

Вы никогда не задумывались, почему дети частенько ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Может из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для детей это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов они ищут ответы самостоятельно. Это объясняется тем, что у детей есть огромная потребность и искреннее желание познать этот мир. Цель взрослого – помочь ему в этом, направить познавательную активность в правильное русло. Не надо сопротивляться этой бесконечной силе. Необходимо, понимая эти силы, двигаться вместе с ними.

Когда дети под руководством учителя  действуют, таким образом, знания приобретаются легко. Учение происходит с азартом и увлечением. Учить правильно – это учить легко, быстро и интересно. Я лучший учитель до тех пор, пока  интересен себе и интересен детям.


И НАПОСЛЕДОК…

Многим кажется, что мир деградирует, что дети  перестали уважать учителей и старших. На самом деле, несмотря на большие изменения, которые произошли с нами за последние десятилетия, есть вещи, которые не меняются — а именно роль учителя в судьбе ученика. Она по-прежнему огромна. Ребенок всегда нуждается в помощи и поддержке взрослых в период своего взросления. От того, какие отношения у него сложатся с учителем, во многом зависит его дальнейшая судьба.
Можно долго рассуждать о безграничной любви к профессии учителя. Но одно я знаю точно: чтобы нести свою миссию достойно, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Дать интересный урок – прекрасно, блестяще знать свой предмет – замечательно. И все же главное – умение обратиться к душе и сердцу маленького человека! Нужно стремиться к тому, чтобы  рассуждения о жизненных ценностях ребята не просто понимали, а прочувствовали, пропускали через свою душу.
Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакие знания без доброты и порядочности не принесут пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний, света и доброты!